chitariki (chitariki) wrote,
chitariki
chitariki

Categories:

Книга художника: Евгений Кобытев "Хорольская яма"

Вчера в нашей библиотеке состоялась встреча с Татьяной и Владимиром Вагановыми. Татьяна Владимировна, преподаватель МХК в красноярской школе №69, и Владимир Гаврилович, хранитель музея А.Г. Поздеева "Музей доброго человека", открытого в той же школе, приехали к нам уже второй раз. Прошедшая встреча была посвящена художнику Евгению Степановичу Кобытеву, сибиряку, ветерану Великой Отечественной войны.
Евгений Кобытев родился на Алтае, работал учителем, рисовал с раннего возраста. На войну ушел добровольцем летом 1941 года, попал в окружение, раненый оказался в плену. Два года было суждено ему провести в концлагере Хорольская яма. Название этого места отражает его реальное воплощение - это была глубокая яма кирпичного завода, в которой ранее добывали глину, во время войны обнесенная колючей проволокой и защищенная вышками. Никакой крыши, ни каких бы то ни было малейших условий для существования. За несколько военных лет в яме погибло несколько десятков тысяч пленных солдат. Об ужасах войны, о том, как удалось выжить в нечеловеческих условиях, о побеге художник рассказал в своей книге, написанной в конце 50-х, "Хорольская яма". Ее единственное сибирское издание вышло в 1963 году в Красноярском книжном издательстве. Второе издание увидело свет уже на Украине в Харьковском издательстве "Прапор" в 1989 году. В этом издании приведены две главы, а также многие эпизоды и фрагменты, не вошедшие в первое издание.

Е. Кобытев "Хорольская яма", Красноярское книжное издательство, 1963 год.







 Листовка в лагере


"Живи до ночи, изменник!" (Разжалованный и возвращенный в лагерь полицай)


Рисунок на слова Лермонтова "...Синее небо отсюда мне видно..."

"И больше нечем ему помочь..."


"Да, я коммунист!"


Перед лицом смерти


 Работы из серии "Люди, будьте бдительны!"
Капитан Зингер - комендант лагеря ("Боров")


Помощник начальника гестапо


В заключении Евгений Степанович создавал наброски, бережно храня записную книжку от глаз надсмотрщиков. Ему удавалось прятать ее при осмотрах под песком, прикрывая одеждой, к которой немцы не желали притрагиваться руками. Когда бумага закончилась, на последних страницах Кобытев записывал то, что хотел нарисовать, чтобы потом воплотить записи в рисунки. Так случилось, что фашисты узнали о художнике, но вместо ожидаемых репрессий, они просили его рисовать свои портреты. Возможно, этот дар в некоторой степени спас Кобытеву жизнь.
После войны Евгений Степанович преподавал в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова, был главным художником города. В 1959 году он создал то, что так долго вынашивал в себе - серию графических работ "Люди, будьте бдительны!", в которой раскрыл страшный облик фашистов, зверствовавших в концлагере. Эти портреты увидели и жители Хорола, куда Кобытев ездил с творческим отчетом в 1964 году. Также серию можно увидеть и в книгах первого и второго издания.
Евгений Кобытев оставил после себя большое творческое наследие. Одна из его работ, которую могут увидеть и красноярцы, и гости города - мозаика из натуральных енисейских камней на фронтоне кинотеатра «Родина».


Фото с сайта http://www.krasyarskfoto.ru/

Исследованием творчества Евгения Степановича Кобытева занимаются и учащиеся школы №69, активисты музея. Об их работе, о том, как создавалась инсталляция, посвященная художнику, рассказала Татьяна Владимировна. Владимир Гаврилович был лично знаком с Кобытевым еще в молодые годы, когда был студентом училища. Свои воспоминания он отразил в рассказе, отрывок из которого представил гостям встречи. Он рассказал такой факт из биографии Кобытева.
Художник был строгим педагогом. Студенты-первокурсники иногда провоцировали преподавателя, чтобы отвлечь его от учебного процесса. Одним из отвлекающих вопросов был: А откуда у Евгения Степановича такая необычная седина - среди черных волос небольшое круглое "пятнышко" седины не затылке? Тогда Евгений Степанович рассказывал о тех днях, когда он раненый и обессиленный шел под прицелом фашистов в лагерь. Ведь если бы не соратники, подхватившие его под руки, он мог остаться на той дороге навсегда. В месте, куда целился охранник, и он и поседел в один миг.



Татьяна Владимировна Ваганова














Владимир Гаврилович Ваганов










Немного в черно-белом:










По признанию Татьяны Владимировны для нее была в этой работе определенная мистика. Начав исследовать творчество Кобытева, было невозможно остановиться, как будто сам художник вел ее. Даже наша библиотека столкнулась с подобным необъяснимым: незадолго до встречи с четой Вагановых на нашем книжном развале, как мы все называем стол для принесенных посетителями книг, обнаружилось то самое первое издание книги Кобытева из чьей-то личной библиотеки. Совпадение ли это или нечто предопределенное? Неизвестно. Но факт остается фактом. Встреча состоялась и теперь о художнике говорят, вспоминают. Значит, его творчество не забыто и по-прежнему актуально.
Интересный факт о "Музее доброго человека". Совсем недавно команда музея А.Г. Поздеева "Музей доброго человека" школы № 69 г. Красноярска стала победителем в Конкурсе лучших экскурсоводов, прошедшем во Всероссийском детском центре "Океан" в рамках смены "Музейный мир".
_________________________________
Подробнее о Е.С. Кобытеве:
- в статье «Неужели мы все это выдержали?»
- в блоге Краевой научной библиотеки Кинотеатр "Родина", Е.С. Кобытев и фашистский концлагерь
- исследовательская работа Чернобыловой Екатерины, ученицы 11«Б» класса МОУ «СОШ № 69»До последнего дыхания
Tags: Красноярск, Солнечный зал, музеи, писатели, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments