chitariki (chitariki) wrote,
chitariki
chitariki

Categories:

Книги об истории воспитания для детей и взрослых

Как вырастить своих детей? Как их надо воспитывать, чтобы они стали образованными, достойными, порядочными людьми? Этот вопрос всегда занимал родителей. Обычно о методах воспитания судят по плодам, которые они приносят. И если мы вспомним XIX столетие, «золотой век» России, ее лучших писателей, поэтов, воинов, дипломатов, их нежных и преданных спутниц, то можно сделать вывод, что, пожалуй, лучшего воспитания, чем дворянское, в нашей стране и не было.
Доктор исторических наук, заведующая сектором Государственного Исторического музея Вера Михайловна Бокова известна как популяризатор уникальных сведений об образе жизни и истории российского дворянства. Вера Михайловна родилась в 1955 году. Окончила исторический факультет МГУ. Доктор исторических наук. Автор около 300 публикаций и статей. Вера Бокова часто устраивает семинары и лекции на исторические темы. Больше всего она пишет об образе жизни и истории российского дворянства: о клубах и салонах, балах, дуэлях и дворянских усадьбах.
В нашей библиотеке появились две ее книги «Отроку благочестие блюсти… Как наставляли дворянских детей» и «Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола». Книги вышли в серии: «История воспитания».
Книги интересны будут всем. И взрослым, и детям, и мужчинам, и женщинам, и тем кто учит, и тем кто учится. Они очень увлекательные, и все останутся ими довольны.
Книга Веры Боковой «Отроку благочестие блюсти… Как наставляли дворянских детей» весьма познавательна.


В ней описаны почти все аспекты воспитания: и вопрос «взаимоотношений» матери и ребенка сразу после рождения, и бытовой уклад, и досуг, и обучение, и этикет, и наказания. Показаны отношения кормилиц к детям, трогательные отношения детей с нянями.
Повествование постоянно сопровождается цитатами из первоисточников – мемуаров, воспоминаний или биографий дворян того времени.

Вот несколько цитат из книги «Отроку благочестие блюсти…»:

"...В большинстве дворянских семей на детей смотрели как на постоянный источник заботы, шума и причину дополнительных расходов. Родительские чувства проявляли сдержано и спокойно, как приличествовало хорошо воспитанным людям. И в семейной иерархии детям отводилось невысокое место: ниже всех взрослых членов семьи, домочадцев и даже привилегированной дворни – примерно на уровне большинства дворовых, шутов и приживалок…"

"... Обычно дети виделись с отцом и матерью лишь два-три раза в день. Сперва в сопровождении гувернера сходили вниз здороваться с родителями, целовали им руки и выслушивали, если требовалось, наставления и замечания.
Затем появлялись за обеденным столом. Это правило было далеко не обязательным: во многих семьях дети ели отдельно."
Вечером дети приходили прощаться с родителями, точно таким же образом, как утром – здороваться. И обычно общение с отцом и матерью этим и исчерпывалось.

"... Одевали дворянских детей в обычные дни очень просто и часто в одежду из тканей домашнего производства – холстинки, китайки, домотканого сукна. Платье из покупного ситца предназначалось для воскресных и праздничных дней, и лишь для самых важных торжеств, с большим съездом гостей, шили нарядное платье или костюмчик…"

"...К середине XIX века многие медики были решительно убеждены во вреде дневного сна даже для довольно маленьких детей. Врачи советовали «не позволять детям спать ни одной минуты днем, иначе, по их словам, они могут сделаться слабосильными, лентяями и тупицами…"

"... Большинство дворян вообще ничего не читало; иные думали, что слишком прилежное чтение книг способно свести человека с ума.
Во многих семьях из русской литературы неудобным для подросткового чтения долгое время считали Пушкина. Пушкин в те далекие годы считался поэтом не вполне приличным. Молодежи в руки не давали стихов его.
..."

Книга Веры Боковой «Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола» не менее интересна.


Родиться в царской семье, по мнению многих, - везение. Но везение это оборачивалось в самом юном возрасте тяжким грузом обязанностей. Что значит быть наследником престола и авансом, с самого раннего возраста, ощущать ответственность, которая в будущем ляжет на плечи? Как воспитать того, кто через несколько лет получит в свои руки неограниченную власть и будет вершить судьбы мира? Как жили сыновья и дочери царей, с кем дружили, во что играли, что читали и как привыкали к своим многотрудным обязанностям, как складывались их взаимоотношения с родителями и воспитателями. Книга Веры Боковой посвящена и самим царственным отпрыскам, и тем, кто выполнял особую миссию – растил их, учил и пестовал.

"... Несмотря на свой уникальный статус, царская семья была не только духовным символом нации, но и просто семьей. Правда, если в обычной семье детей могли баловать, то в семьях, принадлежащих к императорскому дому, старались этого не допускать...."

"... Еда была универсальным средством от всех проблем – огорчений, неудовольствий, капризов и болей. Едва ребенок принимался реветь, как ему совали крендель, яблоко или кусок пастилы, пряник, горсть орехов или маковников. При этом его, конечно, еще и обильно и жирно кормили пять раз в день завтраками, полдниками, обедами, паужинами и ужинами. Полнота, даже чрезмерная, в те времена ни пороком, ни недостатком не считалась, поэтому много и от души кушать детям ничто не препятствовало..."

"... Пяти лет царевича усаживали за азбуку. Традиционное обучение начиналось с чтения. После того как чтение было освоено, а все необходимое прочитано и выучено, следовало обучение письму.
Царевича знакомили с русскими летописями, рассказывали об основных русских землях и городах и соседних державах – кто там правит, как они устроены и чего от них следует ожидать. Очень много времени отнимали воинские науки: верховая езда, фехтование, стрельба из лука и пищали.
В шестнадцать-семнадцать лет его женили..."


Следующая книга из серии «История воспитания» - «Наследник встал рано и за уроки сел… Как учили и учились в XVIII веке».


Как учили и учились в России в XVIII веке? Об этом рассказывают очевидцы – русские и иностранные писатели, государственные деятели, ученые, военные, оставившие мемуары о «золотом веке» русской истории. В основу книги легли тексты из двухтомного издания «Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII век», вышедшего в 1914 году.

Книги написаны легким языком, приведена масса интереснейших фактов из быта и нравов соответствующих эпох – читается на одном дыхании.

Бокова В. М.
Отроку благочестие блюсти.. Как наставляли дворянских детей/ Вера Бокова.- М.: Ломоносовъ, 2010.- 248 с.- (История воспитания).

Бокова В. М.
Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола/ Вера Бокова.- М.: Ломоносовъ, 2011.- 304 с.- (История воспитания).

Наследник встал рано и за уроки сел… Как учили и учились в XVIII в.- М.: ЛомоносовЪ, 2010.- 224 с. – (История воспитания).
Tags: Новинки!, Уголок родителей, Читальный зал, книга
Subscribe

  • День семьи, любви и верности [6+]

    Дорогие друзья! Поздравляем вас с Днем семьи, любви и верности! Семья — это глубочайшая традиция Руси, нет ничего важнее близких, любимых и…

  • С праздником! [6+]

    Поздравляем с Днём России и хотим пожелать, чтобы наша страна во всём была первой, чтобы жизнь в ней была счастливой и чудесной, чтобы Россию славили…

  • ДЕНЬ БОЛЬШОГО ЗМЕЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ СКВЕРЕ [0+]

    Не секрет, что все дети с нетерпением ждут начала лета. Ведь это не просто приход теплых солнечных дней, но и наступление долгожданных каникул.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments