
Рубрика –«Отсутствие члена семьи»
«Забывание» включить члена семьи – выражение негативного отношения к этому человеку, отвержение или символичное исключение.
Рис. №75
Рубрика –«Отсутствия себя в рисунке»

Необычно для ребенка рисовать семью, не включая кого-либо из членов семьи. Отсутствие себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствия вовлеченности. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата (сестры) склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения.
В изображении этой проблемы ребенок может нарисовать себя в самом конце ряда членов семьи, не из-за скромности, а выражая свое низкое положение. Это приобретает еще большее значение, когда все остальные расположены в хронологическом порядке и ребенок не самый младший.
Рубрика – «Нарушение слуха»
Лишенный слуха ребенок учится усиливать осознание зрительных сигналов. Очень внимательный к зрительным стимулам, он научится читать выражение лиц, жесты и движения рта, связывать свои чувства, желания и требования с подходящими жестами и пантомимикой. Если имеется достаточный потенциал остаточного слуха, слуховые аппараты усилят слух, помогут слышать и развить речь. Если наблюдается частичная потеря периферического слуха, интеллект может развиваться точно так же, как и у слышащего ребенка, благодаря специализированному обучению детей с поврежденным слухом.
Под угрозой оказывается социальная и эмоциональная жизнь глухого ребенка. Нарушение возможности вербального общения оказывает фрустрирующее воздействие, часто заканчивающееся срывами, упрямством и непослушанием. Эти поведенческие проявления, присущие глухим, возникают в результате безуспешных попыток справиться с симптомами, игнорируя настоящую проблему – глухоту ребенка. Поэтому крайне необходимы понимание и сотрудничество между родителями и учителями.
Рис. № 90-91

Хотите лучше узнать своего ребенка, читайте книгу Джона Дилео «Детский рисунок».
Желаю удачи!!!